«Под специальными условиями получения образования детьми с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование адаптированных образовательных программ (в том числе, программ коррекционной работы, индивидуальных специальных программ); специальных методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, компьютерные средства с включением специального оборудования, представление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных и коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ (ст. 79. П. 3 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. и доп.) «Об образовании в Российской Федерации»
В МАДОУ «Детский сад «Теремок» созданы специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на основании документов, определяющих: организационно-нормативные требования к специальным условиям для получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.
Оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, библиотеки, объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательной деятельности на общих основаниях. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
В МАДОУ «Детский сад «Теремок» созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми.
Оснащены логопедический пункт, кабинет учителя-логопеда, кабинет педагога-психолога, сенсорная комната, консультативный пункт. В группах компенсирующей направленности оборудованы места для логопедических и дефектологических занятий.
Кабинеты специалистов оснащены необходимым оборудованием мебелью, техническими средствами обучения.
Наличие библиотеки, объектов спорта, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не имеется.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду имеются следующие технические средства обучения коллективного пользования, предназначенные для всех категорий воспитанников, в том числе и для детей инвалидов и детей с ОВЗ:
Кабинет | Средства обучения и воспитания |
Кабинет педагога-психолога |
|
Кабинет учителя-логопеда |
Оснащение кабинета: - Настенное зеркало (1,5 - 0,5 м – 2 шт.). - Детские настольные зеркала (9 х 12) по количеству детей - Детские столы и стулья для занятий. - Стол для логопеда. - Два стула для взрослых. - Настенные часы. - Шкафы и полки для пособий, игр и методической литературы. - Навесная школьная доска. - Наборное полотно. - Фланелеграф. Оснащение зоны индивидуальной работы с ребёнком: - Набор логопедических зондов (содержащихся в специальном медицинском стакане) - Набор зондов для вакуумного массажа. - ДЭНАС и выносной электрод. - Лоточек. - Спирт медицинский. - Шпатели металлические. - Вата. - Салфетки марлевые стерильные. Техническое оснащение: - Компьютер - Принтер - «Умная пчелка» - Комплект компьютерных игр «Мерсибо» - 5 шт. |
Консультативный пункт |
3 детский стола — 12 стульев — стеллаж с игровым оборудованием — ландшафтный стол (6 наборов конструктора) — бизиборд |
Сенсорная комната |
дидактическая игрушка «Черепаха» 2 шт — тактильная дорожка-набор из 4 модулей — ковер — сенсорная дорожка с кармашками — стеллаж — аромонабор — водный фонтан — музыкальный центр — диски с разнохарактерной музыкой (релаксационная, активизирующая, шум леса и моря, детские песенки и т.д) — проектор «Нирвана», — зеркальный шар- крутящийся — настенный фибероптический ковер с мерцающими звездами «Млечный путь» — пучок фибероптических волокон с подсветкой — ионизатор воздуха — безопасная пузырьковая колонна с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом из 2-ух частей — сухой душ — панно «Бесконечность» — волшебная нить с контроллером — кривое зеркало — световой проектор «Магический шар» — кресло-куб трансформер — сухой бассейн — подушечки с гранулами — настольный световой модуль для рисования песком — массажные мячики разной текстуры и формы |
Данные специальные технические средства обучения можно использовать для индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
— печатные средства обучения (методические пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, хрестоматии для детей, раздаточный и наглядный материал в соответствии с тематическим планированием)
— аудиовизуальные (образовательные мультипликационные и видеофильмы на цифровых носителях, аудиозаписи, мультимедийные презентации, электронные энциклопедии для детей дошкольного возраста);
— наглядные плоскостные средства обучения (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитно — маркерные доски);
— демонстрационные средства обучения (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
— учебные приборы (компасы, барометры, колбы, лупы, микроскопы, мини-лаборатории, наборы для детского экспериментирования, простых опытов);
— тренажёры и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, игровое спортивное оборудование).
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Может использоваться при организации образовательной деятельности с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с положениями адаптированной основной программы, реализуемой ДОУ.
Обеспечение доступа в здания для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Конструктивные особенности здания МАДОУ «Детский сад «Теремок» АГО не позволяют предусмотреть подъемники, а так же другие приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание образовательной организации предоставляется сопровождающее лицо. Для удобства ориентирования слабовидящих людей на каждом лестничном марше по краю первой и последней ступеньки на всю ширину ступени, выполнена контрастная полоса ярко-жёлтого цвета с рельефными узкими полосками. Это помогает предупредить незрячих людей о начале и о конце лестничного марша. На прозрачных полотнах дверей размещена яркая контрастная маркировка. У центрального входа оборудован пандус, кнопки вызова персонала.
Территории ДОУ условно доступны для передвижения маломобильных групп граждан, здания ДОУ оборудованы пандусами для свободного доступа в них. В дошкольном учреждении разработан паспорт доступности объектов социальной инфраструктуры .
Специальные условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Организация питания осуществляется в соответствии с СанПиН 2.4.3648-20, договором, заключенным между родителями (законными представителями) воспитанников и детским садом. Качество привозимых продуктов и приготовленных блюд контролируется специально созданной бракеражной комиссией, в состав которой входят медицинские и педагогические работники учреждения, а также председатель профсоюзного комитета детского сада и родители. Приготовление блюд осуществляется на основе разработанных технических карт и 10-дневного меню, основным принципом которого является достаточное поступление всех пищевых веществ, необходимых для нормального роста и развития детского организма с соблюдением технологии приготовления пищи. Разработка меню осуществляется с помощью программного обеспечения «Вижен-Софт: Питание в детском саду». На каждое блюдо имеется технологическая карта. Введен второй завтрак (соки, фрукты, напитки), для повышения иммунитета даются – лук, чеснок, отвар шиповника, кисломолочные продукты и др. Высокое качество питания в детском саду подтверждается отсутствием отрицательных результатов лабораторных исследований и протоколов Роспотребнадзора Ежедневно дети получают необходимое количество белков, жиров и углеводов, проводится витаминизация 3-го блюда аскорбиновой кислотой. В рационе присутствуют свежие фрукты, овощи, соки.
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ — нет. При наличии справки от лечащего врача, организуется питание с заменой продуктов, которые противопоказаны. Дети-инвалиды питаются в ДОУ бесплатно
Специальные условия охраны жизни и здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Охрана здоровья воспитанников в ДОУ осуществляется в соответствии со статьей 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании».
Медицинское обслуживание воспитанников осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Свердловской области и Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 16.09.2014 № 1178-п/210-д «О совершенствовании медицинского обеспечения в образовательных организациях Свердловской области», Порядком оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения РФ от 5.11.2013 № 822и.
Медицинское обслуживание детей, посещающих детский сад, обеспечивается медицинским персоналом ГАУЗ СО «Городская больница города Асбеста» «Детская поликлиника» на основании договора № 33 об организации медицинского обслуживания детей-воспитанников в дошкольном образовательном учреждении от 09.01.2019 г. Для совершенствования условий оказания медицинской помощи воспитанникам в медицинский кабинет на ноутбук проведен интернет и установлена программа VIPNet.
Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении оборудованы следующие помещения: медицинский кабинет, процедурный кабинет и 2-х изоляторов (один на 1 койкоместо, второй на 2 койкоместа). Оснащен оборудованием и инструментарием согласно СанПиН 2.4.3648-20. Медицинские кабинеты имеют лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Противопожарная безопасность. В детском саду имеются первичные средства пожаротушения в полном объеме. Работает голосовое оповещение при пожаре, все здания оборудованы автоматическая пожарная сигнализация и системой оповещения об эвакуации. Здание оборудовано световыми коробами «ВЫХОД» для определения слабовидящих посетителей эвакуационных выходов.
Антитеррористическая безопасность.
ДОУ по местам осуществления образовательной деятельности охраняется сотрудниками ЧОП. На 1 этаже здания расположен комплекс охранной сигнализации, кнопка тревожной сигнализации с прямым выходом на пульт вызова группы быстрого реагирования, система управления доступом (дополнительное оборудование для видеодомофонов), оборудование по видеонаблюдению. Территория оборудована дежурным наружным освещением.
Доступ к информационным системам и информационно – телекоммуникационным сетям, приспособленный для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Воспитанники ДОУ не имеют доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованных компьютерных классов нет.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для проведения психолого-педагогической диагностики применяются диагностические материалы сайта «Мерсибо», презентации и игры разработанные педагогами
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие, интернат отсутствуют
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Общежитие, интернат отсутствуют]
В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МАДОУ «Детский сад «Теремок» АГО рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Задачи:
- обеспечение условий для реализации прав воспитанников с ОВЗ на получение бесплатного образования;
- организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с воспитанниками с различными формами отклонений в развитии;
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
- создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей воспитанников с ОВЗ;
- расширение материальной базы и ресурсного обеспечения ДОУ для организации обучения детей с ОВЗ.;
- совершенствование системы кадрового обеспечения.
В образовательной организации МАДОУ «Детский сад «Теремок» АГО созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
- ДОУ реализует специальную адаптированную программу дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи;
- прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;
- вопросы деятельности ДОУ, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом ОУ и локальными актами образовательного учреждения;
- в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в ДОУ работает учитель-логопед, педагог-психолог и медицинский работник;
- для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – воспитанниками, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Обучение детей с ОВЗ
К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (п. 16 ст. 2) относит физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Какими нормативными правовыми актами детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья гарантировано право на получение образования?
Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.
В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции.
Согласно Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.
Они предусматривают:
1) создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, включающей медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультативную помощь его родителям;
2) обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного дошкольного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ к обучению в школе;
3) законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка;
4) внедрение эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в случае нарушения их права на инклюзивное образование.
Отдельные требования к качеству образования для детей-инвалидов предъявляет ГОСТ Р 52142-2003. Согласно стандарту условия для детей-инвалидов должны быть созданы с учетом их физического состояния, характера инвалидности и обеспечивать необходимые удобства в процессе воспитания и обучения. Специальные образовательные программы должны быть составлены с учетом способности того или иного ребенка-инвалида к восприятию и усвоению навыков воспитания и обучения.]
Положение о логопедическом пункте
Положение о психолого-педагогическом консилиуме в МАДОУ “Детский сад “Теремок”
Положение о сенсорной комнате МАДОУ “Детский сад “Теремок”
Положение о группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Положение о работе педагога-психолога в МАДОУ “Детский сад “Теремок”
Нормативная документация:
Концепция ФГОС для обучения детей с ОВЗ
Письмо МОиН РФ от 13.01.2016 N VK-1507 O направление МР о раннем выявлении отклонений
Письмо МО РФ от 27.03.2000 27 901-6 О ПМПконсилиуме ОУ
СанПиН от 10.07.2015 26 Об утверждении СанПиН для ОВЗ