В любом возрасте дети любознательны, задают взрослым множество вопросов: зачем? как? почему? Особенно о тех вещах, которые им интересны. Для формирования познавательной активности дошкольников интерес представляет такая технология, как коллекционирование. Коллекционирование – систематизированное собирание однородных предметов, представляющих какой-либо интерес. Умение видеть необычное в обычном, наблюдательность – всё это происходит в процессе коллекционирования. На базе нашей группы собраны несколько небольших коллекций:
Коллекция марок. Цель: обогатить личный опыт детей в процессе знакомства с историей почтовых марок.
Коллекция ключей. Цель: привлечь внимание детей к разновидностям ключей и их использованием по назначению.
Коллекция камней. Цель: расширять представления детей о свойствах камней, учить классифицировать камни по их внешнему виду.
Коллекция фантиков. Цель: всестороннее познавательное и эстетическое развитие детей в процессе работы с фантиками.
Коллекция солдатиков. Цель: прививать детям интерес к истории. Военной истории.
Коллекция вязанных игрушек. Цель: Познакомиться с историей появления вязания крючком.
Коллекция пуговиц. Цель: Познакомить детей с рукотворными предметами – пуговицами, продемонстрировать разнообразие пуговиц по качеству, размерам и цвету, рассказать о применении пуговиц в жизни человека.
Коллекция ракушек. Цель: развитие познавательных интересов, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах моллюсков (по форме, размеру, цвету).
Коллекция киндеров. Цель: Развитие творческих способностей детей через создание и реализацию системы работы, в разных видах деятельности, используя игрушки «Киндер-сюрприз».
Коллекции не занимают много места, и выставляются в разное время и разном месте, используются детьми в качестве бросового материала, для рассматривания, сравнения предметов между собой.
В результате дети узнают материалы (пластмасса, металл), из которых сделаны предметы, имеют представления о свойствах и качествах материалов.
Коллекция в целом и отдельные объекты коллекции используются в различных видах детской деятельности:
- в познавательно-исследовательской деятельности: развитие познавательных процессов, математических представлений, ознакомление с объектами окружающего мира;
- в игровой деятельности: игры-викторины, дидактические игры, с/р игры;
- в трудовой деятельности: оформление и размещение объектов, ручной труд;
- в восприятии художественной литературы: чтение художественных произведений по теме коллекции, чтение энциклопедий;
- в коммуникативной деятельности: беседы, загадки, составление рассказов, сказок т. п.;
- в изобразительной деятельности: изготовление различных продуктов детского творчества – рисунки, аппликации, макеты;
- в конструировании.
Образовательная деятельность с детьми в рамках коллекционирования осуществляется: в режимных моментах (утренние часы, в вечернее время); в ходе непосредственно образовательной деятельности (образовательные ситуации, проекты); в ходе самостоятельной деятельности детей (при условии создания соответствующей развивающей среды).
Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность в различные образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Наши коллекции участвовали в акции детской библиотеки Асбеста «Моя замечательная коллекция».
Коллекционирование расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к исследовательской деятельности, приобщает ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.
Таким образом, можно сделать вывод, что коллекционирование является доступным и интересным для дошкольников видом деятельности.